Неделя о страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Воскресенье о Страшном суде. Придет день, когда мы все встанем перед  Богом,  каждый  из  нас  со  своей жатвой, и, как говорит Книга Откровения,  каждое  царство  и  каждый  народ  с жатвой своей славы и своего позора. В  этот  день  время веры пройдет; потому что вера — это уверенность в вещах невидимых, а в тот день, в ослепительном сиянии славы Божией, мы уже  будем  видеть;  мы будем видеть Бога, как Он видит нас, мы узнаем Его, как Он знает нас.  И  время  надежды  пройдет, потому что надежда — это ожидание, а в тот день  всё  уже  исполнится;  это  будет  восьмой  день, последний день становления; это будет первый день вечности. И  на  этом  пороге  мы будем стоять; с чем мы предстанем? Каков будет плод  всей  жизни,  каждого  из  нас  в  отдельности, всех нас в нашей целокупности?  Не  как толпы разобщенных личностей, но как живого тела людей,  которые  все были крещены во Христа, в единство, все призваны, силой  Святого  Духа, в Единородном Сыне Божием быть единородным сыном Божиим.  С  чем  мы  предстанем  тогда?  Когда вера и надежда пройдут, единственное, что останется, будет любовь. И  сегодняшняя  притча говорит об этом; не столько об ужасе, о страхе, который,  может,  и  охватит  нас,  сковав  наши сердца, или наоборот, охватит,  как  огонь,  в котором мы сгорим мгновенно. Притча говорит о том  предстоянии, когда мы увидим, что весь смысл жизни была любовь, и спросим себя: есть ли во мне хоть капля любви? Принес ли я плод любви? Притча  не обещает, что мы будем оправданы, потому что говорили себе и другим,  что  верим в Бога, потому что называли себя учениками Христа. Он  Сам сказал: в тот день тех из нас, которые не жили евангельски, не были  Его  учениками  во  всей правде, Он за Своих не признает. Но мы, может быть, скажем: не молились ли мы в Твоих храмах? Не творили ли мы даже чудес Твоим именем? — и Он ответит: Отойдите, делатели неправды. Но на что мы можем тогда надеяться? Притча говорит об этом так ясно, и это  можно  выразить  одним  словом: если вы были человечны, тогда вы принадлежите  Царству.  Если  не были человечны, то не принадлежите… Христос  не  ставит вопросов о вере; Он ставит вопрос о том, было ли в наших  сердцах  сострадание, умели ли мы видеть страдание вокруг нас и отозваться — или же нет. И если мы отозвались, то мы Ему родные. Но  в  этой  притче есть еще что-то даже более дивное; она обращена не только  к христианам, к ученикам и верующим. Когда Христос скажет тем, кто  был полон сострадания, полон любви: вы сделали всё, что нужно: вы накормили  голодного, вы приютили бездомного, вы посетили больного, вы не постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме — все эти люди ответят:  Но  когда мы видели Тебя?.. И Христос скажет: что вы сделали одному из Моих братьев, вы Мне сделали… Не  дивно  ли  подумать,  что любовь — как мост, перекинутый над любой бездной,  что  любовь  выдерживает и торжествует над любым испытанием; что  быть человечным даже не значит видеть в брате образ Божий, видеть в  брате  кого-то,  кого  любит  Бог,  за  кого Он положил Свою жизнь. Достаточно  увидеть  в  нашем ближнем его нужду в сострадании; увидеть человека,   ничего  больше  —  и  тогда  окажется,  что  мы  поступили правильно. Хочу  сегодня  сказать еще об одном. Сегодня день, когда мы вспоминаем Страшный   суд,   но  это  также  начало  поста;  с  сегодняшнего  дня православные  воздерживаются  от  мяса. Есть ли в этом какой-то смысл, кроме  подвига  и  дисциплины?  Да, думаю, что есть. В 9-й главе книги Бытия  есть  страшный  отрывок. После потопа, когда человечество стало еще  более  слабым,  чем  прежде,  еще менее укорененным в Боге, более трагично  одиноким, более трагично зависимым от твари, потеряв общение с  нетварным,  Бог  говорит  Ною:  теперь всё движущееся на земле, все твари  будут  вашей  пищей;  они  будут  вам  в пищу, а вы будете им в страх…  Это  то  взаимоотношение,  которое человеческий грех, потеря Бога,   установит  между  нами  и  всем  тварным  миром,  но  особенно мучительно  и  чудовищно — с животным миром. И воздержанием от мяса во время  поста  мы  свидетельствуем,  что мы это понимаем и — о, в какой малой  мере!  —  стремимся  искупить.  Мы  —  страх  тварного мира; мы разрушаем его, мы портим и загрязняем его, а призваны мы были изначала вести  его  в  вечность, в славу Божию, в совершенную красоту, которую Бог  задумал  для всей твари. Мы были призваны сделать из этого нашего мира  собственный  мир  Божий, Божие Царство — не в том смысле, что Он властвует  над  нами,  а в том, что это Его семья: место, где Он живет среди  Своей  твари и где творения Божии могут ликовать о Нем и друг о друге. Поэтому будем помнить, что в ту меру, в какую мы будем верными призыву Церкви  —  это  не  только  акт,  которым мы стараемся освободиться от подвластности  материальному  миру, но и признание нашего греха против мира; и хоть в этой малой мере — усилие исцелить наносимую нами порчу, свидетельство, что мы понимаем, что мы сокрушаемся сердцем, и что даже если  мы  не  можем  жить  иначе,  мы  болеем  душой,  стыдимся и поворачиваемся   к  Богу  и  к  миру,  к  которому  мы  относимся  так беспощадно, с сокрушенным и кающимся сердцем.

 Аминь!