Рождество Христово

Братия и сестры!

От всей души поздравляю всех со Светлым праздником Рождества Христова! Желаю крепости духовной и телесной, помощи Божией в нашем повседневном служении, терпения и снисходительности к недостаткам друг друга по слову апостола: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (послание к Галатам, зач.213); мира и радости!

Настоятель храма  иеромонах Илия

Слово на Рождество Христово

 Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение,- воспели Ангелы на небе, когда родился в Вифлееме Сын Божий. “Слава в вышних Богу” раздается на небе и поныне, во все века, не притихая и не умолкая ни на мгновенье. Беспрерывно славословят Его Ангелы. “Свят, Свят, Свят”, взывают шестокрилатии Серафимы и многоочитии Херувимы, поклоняются Ему бесчисленные сонмы Ангельские. Бездушная тварь слушает Его: светит солнце, согревая лучами своими землю, рассеивает ночную тьму луна, сияют звезды, небо вещественное, подражая небу духовному, по силе своей славит в вышних Творца вселенной.

А на земле есть ли мир, о котором воспевали Ангелы в ночь, когда родился Младенец Христос в убогом вертепе?

Ведь когда еще не умолкло слышанное пастырями Ангельское пение, уже наостряли мечи свои Иродовы воины для избиения невинных младенцев. Злобно преследовали затем ныне Рожденного старейшины и первосвященники иудейские, добившиеся, наконец, распятия и смерти Источника жизни. А вскоре по Вознесении Его на небо полилась кровь учеников Его, начиная с архидиакона Стефана, память которого издревле соединяется с праздником Рождества Христова. Кровь верующих во Христа льется и поныне, а между ними самими постоянно возникают разделения, часто переходящие во вражду. Где же мир тот, о котором воспевали Ангелы в ночь Рождества Христова?

Но хотя кажется, что не было и нет на земле мира, ныне действительно Царь мира родился в Вифлееме. Мир даровал Он человечеству, мир возвещал людям и был носителем истинного мира.

“Мир вам” – постоянно вещал Он ученикам Своим. Мир Он имел и к врагам Своим, молился за распинавших Его. Это тот внутренний мир, подаваемый свыше, о котором ежедневно мы молимся за богослужением, говоря:” О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся”. Тот глубокий внутренний мир, ощущение близости к Богу и чистоты совести своей пред Ним. Тот мир не зависит от внешних условий, а дается очищением своего сердца. Тот мир имели мученики во время своих страданий, преподобные, удалявшиеся от мира, но за которыми следовал мир. “Стяжи мир в себе и возле тебя спасутся тысячи”, — сказал преподобный Серафим Саровский. Тот мир принес Христос на землю, давал и дает ищущим Его. Дает тем, кто стремится к Нему и в сердце своем уготовляет Ему жилище, изгоняя все скверное – тем, кто имеет благоволение, т.е. волю благую, волю творить заповеди Божии и добро делать ближним. Кто не просто того хочет, а себя к тому направляет и принуждает, того Господь награждает благодатным миром. Блаженна душа, ощущающая его, ничто тогда не страшно! Радостное блаженство испытывает она и кругом сеет мир. Господи Боже, мир Твой даждь нам! Отторгнемся от земных пристрастий. Горé имеем сердца!

Свет Вифлеемской звезды да осияет их и с радостью воззовем:“ Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!”          Христос родися!                              

Архиепископ Иоанн (Максимович)

Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, заслуживает внимания не только нас, людей, но и всей твари, потому что это Рождество Христово, воплоще-ние Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари.  Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в воплощении Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли – и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества – несметное количество. И по сей день – увы! – в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но человеческой злобой: ставших чужими, потому что люди, другие люди из своего сердца и из своей судьбы их исключили. Одиночество – страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Он был чужой, никем не желанный, исключенный и выброшенный. Это – начало пути Его; и на этом пути Он приобщился, как я сказал, всем, кто так живет и в наше время, чужим среди людей, которые должны быть для них братьями; презренны они, побеждены – подлостью, трусостью и злобой человеческой.

Уязвимы они по хрупкости своей, по беззащитности своей. Наше дело,  христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодняшним, и таких принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым…

Митрополит Антоний Сурожский

*  * *

Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он не постыдился нас, “стал как мы все”, не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности  любовью людской, но потому, что Он сроднился – через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог – хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли в это поверить, это увидеть воочию, наш Бог становится обездоленным, беспомощным Человеком. Только те, которые верят в силу и ни во что иное, только те, которые верят в свою праведность, не найдут пути к Нему, пока не покаются, пока не увидят, что смирение, любовь, жалость, милосердие – закон жизни. Но во Христе не только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства, как блюститель нашей правды – Он явил нам величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Богоносным, соединиться с Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?
Всмотримся в этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня. Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всем.
Какая слава, какая радость и надежда! Воспоем с благоговением, любовию и трепетом Воплощение Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно – слава всего тварного в вечности на небеси. Аминь!
1970 г.                                                 Митрополит Сурожский Антоний

 Собор Пресвятой Богородицы

 Совершив торжество в честь Рождества Христова, Церковь на другой день спешит почтить священными песнопениями Виновницу радости – Пресвятую Деву Богородицу. “Приидите, — взывает Церковь в этот день, — воспоим Матерь Спасову, по рождестве паки явльшуюся Деву”. Собором Пресвятой Богородицы этот праздник назван потому, что христиане собираются благодарить и славить Пресвятую и Пречистую Деву Марию – Богородицу.

Наступившие великие праздники дают нам повод размыслить о цели и значении празднеств, установленных Святой Церковью. Что такое праздник? “Праздник есть отрадное ликование духа, — поучает пресвятой Феофан, — при сознании великих милостей Божиих, открываемых празднеством”. Так в праздник Рождества Христова христианину открывается великая, неизреченная Божественная любовь Бога Отца, Который “тако бо возлюби… мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но иматъ живот вечный” (Ин. 3, 16); открывается и Любовь Сына, умалившего Себя до принятия зрака раба ради спасения рода человеческого, и Любовь Духа Святого, сошедшего на Деву, Пресвятую Марию, предочистившая Ее природу для воспринятия Бога Слова, а также через пророков приуготовлявшая все человечество к принятию Спасителя. Так размышляя о сем празднестве, мы можем пройти умом всю историю Божественного Домостроительства о спасении рода человеческого и в сих размышлениях умилимся духом перед величием Божественных Тайн, открываемых праздником, и вместе с сим исполним сердце свое радостями о Боге, нашем Спасителе, нашем Промыслителе, присно пекущемся о нас, как о чадах своих. “На праздниках мирских, — поучает святитель Филарет, — расточается то, что собрано во дни труда; на праздниках церковных можно и дóлжно собирать духовное сокровище мудрости созерцательной и деятельной так же обильно, и даже обильнее, нежели в дни непраздничные…” Чем чище душа, тем светлее для нее праздник. Для грешника праздника не бывает, и празднества христиан должны состоять в упразднении греха и в упражнении в добрых делах.