Рождественский пост. Введение во храм Пресвятой Богородицы

28 ноября – начало Рождественского поста. Рождественский пост предваряет собой праздник Рождества Христова за сорок дней, поэтому также называется четыредесятницей. Другое название —  Филипповский пост, так как в день его начала празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближается к Петрову посту. Строгость его особенно усиливается с 20 декабря (ст. с.), т.е. в дни предпразднства Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, так называемый сочевник (сочельник). По обычаю православных, в этот день пост хранится до первой вечерней звезды. Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются только с IV века. В V веке Лев Великий называл его древним установлением, объясняя его значение как жертву за собранные плоды. Продолжительность поста в разных Церквах была неодинаковой. Единый порядок был установлен только на Константинопольском соборе в 1166 г.

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители во исполнение обета посвятить дитя Богу привели Ее в храм иерусалимский. Торжественно, “с веселием”, в сопровождении сродников и знакомых и в предшествии “добродетельми благоукрашенных” отроковиц введена была Богоотроковица в храм. У входа Ее встретил первосвященник Захария со множеством священников. В храм вела лестница в 15 высоких ступеней, по которой, казалось, трехлетнему младенцу не взойти самостоятельно. Мария же, устремляемая силой Божией, быстро преодолела все ступени. По особому внушению Божию объятый священным восторгом первосвященник ввел Пресвятую Деву во Святая Святых, куда не дозволялось входить не только женскому полу, но и священникам, куда сам он мог входить только лишь раз в году с очистительной кровью. Необыкновенному событию дивились не только все присутствующие при торжестве, но и Ангелы небесные.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Но в церковном предании сохранились сведения, что Святая Отроковица, возрастая среди других девиц, воспитывавшихся при храме в особых пристройках, проводила все время в молитве, чтении Священного Писания и богомыслии, занималась под руководством благочестивых наставниц рукоделия, в чем была очень искусна (согласно свидетельству, Богородица своими руками Сыну Своему тот хитон, который не посмели разодрать воины, делившие добычу при Его Кресте, ибо он был не сшитый, а весь, снизу доверху, тканый). Служа нищим и больным, Пресвятая Дева отдавала им Свою еду, Сама “преславне с небесе хлеб приемлющи”, приносимый Ангелами. Свидетелем этого дивного события однажды стал Захария – исправляя в святилище свое служение, он увидел Ангела, подающего Св. Отроковице пищу.

При храме Пресвятая Дева Мария прожила до 14 лет, когда, согласно обычаю, должна была или вернуться в родительский дом, или выйти замуж. Родители Ее уже умерли. Пречистая Дева пожелала проводить жизнь Свою в чистоте ангельской и потому первая из дев иудейских дала обет Господу – сохранить девство Свое до смерти. Священники не дерзнули принудить Ее нарушить столь необыкновенный в то время обет, но и оставить при храме по достижении совершеннолетия не решались. По откровению от Бога Она была обручена родственнику Своему 80-летнему плотнику Иосифу из Назарета, происходившему из царского рода, потомку Давида и Соломона, который “принял себе в соблюдение Деву” и под именем мужа сделался хранителем Ее девства. В доме обручника Своего, имевшего от первого брака четырех сыновей и двух дочерей и добывавшего ежедневное пропитание трудами рук своих, проводила Приснодева Мария жизнь смиренную, простую, полную трудов.