Как предполагается Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком. Принесена донскими казаками, пришедшими под знамена великого князя Димитрия Донского во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, находилась все время при войске, накануне Куликовской битвы ( 8/21 сентября 1380 года, в день Рождества Богородицы) всю ночь перед святыней возносились молитвы. После победы икона была передана казаками в дар святому князю Димитрию; он торжественно внес ее в Москву и поместил в Успенском соборе Кремля. В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.
В 60-е годы XVI века образ был перенесен в Благовещенский храм. В 1591 году царствования Феодора Иоанновича, к Москве подступили орды крымского хана Мурат- Гирея. Царь приказал духовенству с чудотворными иконами обойти Москву крестным ходом, а потом взял Донскую икону в свой стан, расположенный на том месте, где ныне Донской монастырь, Всю ночь Феодор Иоаннович молился в своей походной церкви перед Донской иконой и ему было возвещено, что он победит. Утром татары пошли в наступление, завязалась жестокая битва, длившаяся целые сутки. Долго было неясно, на чьей стороне сила, но вот, без видимой причины, татарское войско стало бросать оружие и пустилось в бегство. В благодарность за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где образ стоял среди воинов, царь Феодор Иоаннович воздвиг храм в честь Божией Матери и основал Донской монастырь; 19 августа/ 1 сентября установили празднование чудотворному образу. В 1647 и 1648 годах угроза новых нападений крымских татар вновь благополучно миновала заступлением Божией Матери через Донскую икону. Сейчас образ находится в Государственной Третьяковской галерее.