6 июля- празднование Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».

В средине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в средине XII в. прислана Константинопольским патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.

В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно умножая свою славу новыми чудесами. Какое сердце не смягчится при виде этого прекрасного и милого образа, или останется равнодушным, взирая на эту Небесную взаимную любовь и нежность Богоматери и ее Божественного Младенца? Какое сердце не заметит пронизывающей глубокой печали в кротком взоре Пречистой Девы, открывающейся в предчувствии предстоящей страшной Голгофы — Крестных страданий и смерти Богочеловека? Как важно не пройти мимо этого прекрасного и чудного образа. Остановитесь. Постойте в тишине и познайте силу и благодать, источаемую на всех и на каждого: кто слаб духом, кто нуждается в защите и помощи, кто страдает в беде и болезни. Взгляните на эту Любовь.  А Любовь эта неземная проникает в каждую душу, ищущую чистоты и святости на этой бренной земле. Любовь эта покрывает и все страждущее человечество.  Милующая Десница Всевышнего всегда пребывала над  нашей страной, ибо Заступницей и Ходатаицей и Покровительницей имела великую силу в Лице Матери Божией. Сколько раз она подавала Свою милость и простирала Свой Покров над погибающим народом русским, просящим о помощи в годины суровых испытаний и бедствий, междоусобиц и войн.

По молитве пред этой святой  иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирскою иконою по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимою.

Трижды спаслась Русь от великой пагубы иконой Богоматери, именуемой Владимирская. И трижды, в память этих событий прославляется этот образ Святой Церковью. И не зря этот образ именуется самым православным и самым почитаемым, ибо принят уже как символ нашей национальной, государственной и церковной жизни.

В конце XIV века над Русью нависла страшная беда. Войска татарских полчищ Тамерлана ураганом прошлись по градам и весям, сметая на пути святыни отеческие, оставляя после себя пепелища и смерть. Москва, казалось тогда, была обречена, и уже не оставалось надежды на спасение. Но православный народ умел молиться, умел уповать на помощь свыше, и она, эта помощь, приходила. Так непостижным образом, без боя, совершенно неожиданно Тамерлан повернул вспять и ушел от Москвы. Это образ Владимирской Богоматери перенесенный в тот момент в стольный град  для утешения в смертельной опасности горожан, — устрашил грозных завоевателей. С того времени  (1395 г ) эта икона обрела свое постоянное пристанище в Москве.  В память этого события на том месте, где была встречена икона, воздвигнут Сретенский монастырь. Сретение Владимирской иконы празднуется  8  сентября.

А через столетие вновь приходит беда. На этот раз полчища золотоордынского хана Ахмата топчут  русскую  землю, и Москва, не имея сил к сопротивлению, была обречена. В те страшные дни скорби снова народ умолял Пречистую об избавлении. Умолял слезно. Крестным ходом икона Богоматери была изнесена из Сретенского монастыря. Перед святой иконою предстоят коленопреклонно измученные и отчаявшиеся москвичи, воины, жены и дети. И на этот раз надежда их не посрамляется. Услышаны мольбы и стенания. Ахмат-Гирей повернул вспять, гонимый страхом от видения Чудной Жены.  Память этого события  Святая  Церковь  празднует   6 июля.

Празднество 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия крымско-ногайской орды под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С нею связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».

И в наши дни православные христиане имеют твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу. Существует множество списков и копий Владимирской иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Ростовская, Владимирская Красногорская, Владимирская Чугуевская и многие другие), все они являют чудеса, знамения и благодеяния, изливаемые Богоматерью на русскую землю.