О Царской семье

Император Николай Александрович родился 6/(19) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. По воспоминаниям близких, Цесаревич с детства был кристально честным, твердым в убеждениях и искренне религиозным. «Без Бога ни от порога» — таков был его девиз.

Великая княжна Ольга Александровна вспоминая о юности брата Николая II писала: «Я полюбила его всем сердцем. Он был добр и великодушен со всеми, с кем ему доводилось встречаться. И он искренне верил в Бога». Эти черты характера отмечали впоследствии все, кому доводилось общаться с Царем-Страстотерпцем. Святой Цесаревич Николай с ранних лет отличался особенным благочестием. Он старался во всем подражать своим небесным покровителям: Святителю Николаю и праведному Иову Многострадальному. «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил Государь-Мученик, — и мне предназначено страдать«. Его отзывчивое любящее сердце вмещало в себя всякую нужду и скорбь человеческую. Каждый день святого отрока начинался и заканчивался молитвой, церковные службы и песнопения являлись неотрывной частью его жизни. Образование Наследника велось строго в русском православном духе. Будущий Государь проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями. Великий Князь Николай с отличием окончил высший курс экономических, юридических и военных наук и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.

C детства Цесаревич видел и осознавал тяжесть царского креста. Его дед, Царь-Освободитель Александр II в 1881 году пал от руки террориста, который бросил в него бомбу

Отец Николая II, Александр III, вступив на обагренный кровью Престол, жесткой и уверенной рукой отвел Россию от надвигающегося внутреннего кризиса и укрепил ее положение в мире. Александр III постепенно подготавливал своего Сына к предстоящему царскому служению. В 1891 году многие российские губернии охватил голод. Царь-Миротворец поставил Наследника во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий Государь, увидев человеческое горе, неустанно трудился, чтобы помочь своему народу и облегчить его страдания.

За год до начала народных бедствий во время путешествия Цесаревича по Дальнему Востоку, в Японии на него было совершено покушение, но Всемилостивый Господь отвел руку смерти от помазанника Своего. «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс 104,15), — эти Слова Господни вновь явились грозным напоминанием всему человечеству, которое все более удалялось от Бога

Когда пришло время решить вопрос о достойной, по своим душевным качествам, невесте для Наследника Престола, Император согласился с выбором самого Цесаревича, отдавшего сердце принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской.

В 1884 году сестра Алисы Елизавета выходит замуж за Великого Князя Сергея Александровича, брата Императора Александра III и становится Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Когда Сергей Александрович приехал в Дармштадт за своей невестой, с ним был и Наследник Престола. Тогда и состоялось знакомство Цесаревича Николая с совсем юной тогда принцессой Алисой, которое впоследствии переросло в любовь. Но на пути к их помолвке были всевозможные препятствия. Одним из главных было то, что как будущей русской Царице, Алисе необходимо было принять православие, что она воспринимала, как вероотступничество. В течение нескольких лет ей предстояло пройти то же переосмысление веры, что и Елизавете Феодоровне. Благодаря горячей вере Наследника, который в течение пяти лет непрестанно молился о своей избраннице, принцесса Алиса искренне приняла Святое Православие.

Помолвка Наследника Цесаревича Николая Александровича и принцессы Гессен-Дармштадтской Алисы-Виктории произошла 21 апреля 1894 года. В этом же году Александр III заболел неизлечимой болезнью. Жизнь Императора стремительно угасала и Он, имея желание поскорее устроить брак своего Сына, вызвал невесту в Россию. Алиса приехала к Царской Семье, находившейся тогда в Ливадии. Отец Иоанн Кронштадтский, который был тогда вместе с царем, совершил чин присоединения к Православной Церкви принцессы Алисы, и она была провозглашена Великой Княгиней Александрой Феодоровной. В те дни Государь писал: «Я не желал царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, принимаю царский венец. Я надеюсь на Господа Бога, а не на свои слабые силы».

21октября/(3 ноября) 1894 года на Всероссийский Престол вступил последний российский Император Николай II.

Через неделю после похорон отца, Императора Александра III, 27 ноября состоялось бракосочетание Государя Императора Николая II и царицы Александры. В истории царских браков это был редкий случай брака по любви.

Молодая Августейшая чета подавала всей России пример христианской супружеской любви, предпочитая проводить редкие минуты отдыха в семейном кругу. Придворный этикет был для них в тягость. Царская Семья жила заботами о нуждах своего народа. Молитва и труд были основным занятием Святых Царственных Страстотерпцев.

Священное Коронование на Российский Престол состоялось 27 мая 1896 года в Успенском соборе. Вступив на Престол, Николай II сохранил свои высокие душевные качества. Приближенная Государыни, Юлия Александровна Ден, супруга одного из офицеров яхты «Штандарт», вспоминала: «Находясь в его обществе, вы забывали, что перед вами Царь — настолько он был прост… У него были удивительные, незабываемые глаза. В них слились воедино грусть, доброта, смирение и трагизм. Казалось, Николай II предвидел трагическое будущее, но в то же время знал, что за бренной земной жизнью придет иная жизнь. Он был поистине «Божий человек». Более высокой похвалы, достойной светлой памяти умученного Государя, мне не найти» «С высокими чистыми стремлениями начал свое царствование 26-летний государь император Николай Александрович. В его правление Россия являлась главной кормилицей Западной Европы. В отличие от современных демократий императорская Россия строила свою политику не только на бездефицитных бюджетах, но и на принципе значительного накопления золотого запаса. В России налоги, до первой мировой войны, были самыми низкими во всем свете. Несмотря на это, государственные доходы без малейшего увеличения налогового бремени неуклонно росли. Президент США Тафт вынужден был признать, что государь Николай Александрович создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может.

По личному побуждению молодой царь обратился ко всем державам с предложением сократить вооружения и создать третейский суд для решения международных споров. Конференция мира, созванная в Гааге, приняла общий принцип о мирном разрешении международных столкновений. В дальнейшем Лига Наций, а теперь Организация Объединенных Наций (ООН), явились прямыми преемниками Гаагского Международного Трибунала, учрежденного по инициативе Николая II. «Блажени миротворцы; яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5,9) «(«Царственные Мученики». Москва-Екатеринбург-Владивосток. С. 6-7.)

Первый ребенок в Царской Семье, Великая Княжна Ольга, родилась 16 ноября 1895 года. Затем родилась Татьяна 11 июня 1897 г., Мария — 27 июня 1899 г. и Анастасия 18 июня 1901 г. 12 августа 1904 года — ровно через год после Саровских торжеств родился долгожданный Наследник — Цесаревич Алексей. Неудачи русско-японской войны 1904-05 гг. были использованы революционными кругами для внесения смуты в народное сознание, которое не мыслило России без самодержавного правления. В первых годах XX столетия была развернута невероятная по своему размаху кампания, направленная на подрыв самодержавия в России и на очернение самого облика Императорской Семьи. Со временем эта кампания начала приносить свои страшные плоды  одним из которых стала первая революция 1905 года.

Именно в те годы Государь стал особенно проявлять себя в качестве мужественного и волевого человека, но христианские добродетели Царя: кротость, сердечная доброта, милосердие, скромность и простота воспринимались обществом как слабость характера. Увлеченные западным масонским вольнодумством, «аристократическая верхушка» России и «прогрессивный» пролетариат, не в состоянии были понять, что именно в этих христианских качествах Государях и воплотилась огромная духовная сила, так необходимая Помазаннику Божию для Царского служения.

Святой Царь Мученик и Страстотерпец Николай равно, как и Его Августейшая супруга являлись истинными бессребрениками. Богатства земные не играли в Их праведной жизни никакой роли. Государь никогда не беспокоился насчет своих доходов и даже никогда не справлялся о стоимости своего имущества. Нуждающимся он щедро помогал из своих собственных средств.

«Его доброта никода не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований» .

Государь-Страстотерпец Николай Александрович основывал свое царствование на истинном православном благочестии, будучи сам человеком глубоко религиозным и молящимся (что само по себе являлось редкостью среди венценосных особ Европы), он являл собой пример благоверия и святости. Царь-мученик за двадцать лет своего благочестивого правления непрестанно покровительствовал Православной Церкви.

Император Всероссийский покровительствовал Православной Церкви во всех Её автокефалиях, щедро выделяя средства на строительство и благоукрашение православных храмов во многих европейских странах. «Он, и только Он во всем мире, выступал на защиту православной веры и Церкви и оберегал церковный мир по всему миру, — писал Е.Алферьев. — Воистину, Он был ктитором всей Православной Вселенской Церкви… Русский император не был ни главой, ни духовным главой Русской Поместной Православной Церкви, но, как носитель верховной власти величайшего православного государства, Помазанник Божий, Он нес священные обязанности вселенского Покровителя и защитника Православия и в этом качестве занимал в православном мире самое высокое место.»

Временами, Император был готов пойти на любые жертвы (даже разлука с любимой семьей) ради церковного благоденствия. Известно, что в марте 1905 года Государь встретился с членами Синода и предложил себя в качестве патриарха. Принимая монашество, он полагал оставить Царский Престол Цесаревичу, назначив регентами при нем Царицу и брата Михаила. В то время среди высшего духовенства не мог разрешиться вопрос о том, кому быть Первосвятителем Русской Церкви. Высшая церковная власть отклонила это предложение, в результате чего вопрос о возрождении патриаршества был снят с обсуждения. Великий момент был упущен — Иерусалим «не узнал времени посещения своего» (Лк. 19,44). За весь период царствования Николая II Русская Православная Церковь обогатилась несравнимо большим числом новых святых, чем за весь XIX век. В деле прославления Угодников Божьих Государь-мученик духовно шел впереди многих священноначальников. Ожидая с нетерпением назначения Священным Синодом торжества прославления святителя Иосафа Белгородского, царь, не согласившись с решением об отсрочке, сам назначил срок торжества. В другой раз его воля была проявлена в деле прославления святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.

Ознакомившись с материалами к прославлению преподобного Серафима Саровского, Государь вынес дерзновенное решение: «Немедленно прославить».

Так Святой Царь-Страстотерпец, не боясь мнения отравленной духом века сего аристократии, являл собой пример того, как помазанник Божий должен защищать святыню Православия, оправдывая свой титул Благочестивейшего.

Император всецело поддерживал развитие православных искусств — церковной архитектуры, иконописания, древнего церковного пения и колокольного звона. Прекращение преследования старообрядцев при Николае II расширило возможности изучения древнего русского церковного пения и его памятников — крюковых рукописей. Государь как никто сознавал необходимость возрождения России на духовных началах Святой Руси.

Оберегая церковный мир во всем мире, Святой Царь-Страстотерпец встал на защиту гонимых, когда турки вырезали армян, притесняли и угнетали славян, он широко открыл границы империи беженцам-христаианам. Без малейших колебаний Помазанник Божий ответил на призыв о помощи православных сербов, когда в 1914 году Австро-Венгрия вероломно напала на Юго-Западный форпост Православия Сербское Королевство.

Государь, глубоко сознавая свой высочайший долг Царского служения, говорил: «Министры могут меняться, но я один несу ответственность пред Богом за благо нашего народа». Народное благо, в материальном своем виде, действительно достигло своего апогея при царствовании Николая II.

Урожай зерновых увеличился вдвое по сравнению с началом правления; население выросло на пятьдесят миллионов человек. Из безграмотной Россия быстро становилась самой образованной страной в мире. Европейские экономисты и политики в 1913 году предсказывали, что середине текущего века Россия будет господствовать над Европой во всех отношениях.

Но чем больше Государь благодетельствовал своему народу, тем больше усиливались козни врагов Православия и Царской власти. «Против царя и России было призвано все грязное, ничтожное и грешное, что может быть в душе человека. Все это всеми силами поднималось на борьбу против царской короны, увенчанной крестом, ибо царское служение есть крестоношение. Против креста людей всегда поднимают клеветой и ложью, творя диавольское дело, ибо, по слову Господа Иисуса Христа, он «ложь есть и отец лжи» и «егда глаголет лжу, от своих глаголет» (Ин. 8,44).

За любовь к Православной Отчизне, за стремление к тишине, покою и миру во всем Божьем мире, за верность Господу и национальным идеалам России, за служение справедливости сторонниками иного миропорядка, основанного на страхе, корысти и насилии, беспринципными сатанинскими интернациональными силами русскому царю была объявлена беспощадная всемирная война.

Все было поднято против самого кроткого, чистого и любвеобильного царя, чтобы в страшный час борьбы против него он остался один. Предварительно распространялись грязные клеветы на государя и его семью, чтобы народ охладел к нему. Царь был высокой нравственности — стали говорить о его порочности. Он любил Россию — стали говорить о его измене». («Царственные Мученики». Москва-Екатеринбург-Владивосток. С. 15-16.)

1 августа 1914 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского началась первая мировая война. Святой мученик Царь Николай молился в этот день великому святому Земли Русской и плакал пред его честным образом, испрашивая поддержки духовной и победы русскому воинству над супостатом. Дивеевская блаженная Паша Саровская говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть Царя и разорвать Россию на части.

Прибыв, через несколько дней после начала войны в Москву, Государь выступил перед ликующим народом со словами: «В час военной угрозы, так внезапно и вопреки моим намерениям надвинувшейся на миролюбивый народ мой, я, по обычаю Державных предков, ищу укрепления у святынь Московских»

Царь Николай с первых дней войны, неустанно проявлял заботу о своих подданных, часто объезжая фронта, а также города и села России, где благословлял войска и ободрял народ в посланном от Бога испытании. Государь горячо любил русского солдата и ценил его. Близко к сердцу он принимал все, что связано с армией. Известен случай, когда Царь прошел несколько верст в новом солдатском обмундировании, чтобы ближе понять тяготы солдатской службы. Он по-отечески заботился о раненых воинах, посещая госпитали и лазареты. В обращении его с низшими чинами и солдатами чувствовалась неподдельная, искренняя любовь к простому русскому человеку.

Святой Страстотерпец Царь Николай был, воистину, настоящим державным вождем русского воинства. В тяжелое для армии время, летом 1915 года, Государь принял на себя Верховное командование войсками. Помазанник Божий, вставший во главе армии, единственной в мире христианской империи, вдохновил православное воинство на победу. Пока хозяин Земли Русской возглавлял войска, неприятелю не было отдано ни пяди земли.

В феврале 1917 года триумф русской армии ни у кого не вызывал сомнения. Государь в тяжелейших условиях подвел многострадальную Русь к победе над врагом внешним, но внутренние враги не дали Царю одолеть неприятеля. «Только теперь возможно свержение Царя, — говорили они, — а потом, после победы над немцами, власть Государя надолго упрочится».

23 февраля в Петрограде начались беспорядки, вызванные ложными слухами о недостатке хлеба. Когда обманутые заговорщиками люди вышли на улицы, то платные германские агенты постарались придать манифестациям политический характер — появились красные флаги и плакаты : «Долой самодержавие» и «Долой войну».

Государь, предвидя замыслы врагов, еще в январе приказал генералу Алексееву вызвать в Петроград с фронта 1-ю кавалерийскую дивизию, но под разными предлогами приказ Помазанника Божия исполнен не был. Император, будучи доверчивым человеком, не мог предположить, что главные заговорщики являлись близкими к нему людьми. Доверчивость Царя была свойством его души. Святые Отцы Церкви учат, что чем чище сердце, тем оно доверчивее. Чистое, любвеобильное, воистину, широкое сердце Царя-Мученика, бесконечно страдало, когда открылось предательство приближенных к нему военных начальников — генералов Алексеева и Рузского.

Еще болезненней было предательство великих князей Николая Николаевича и Кирилла Владимировича, нарушивших великокняжескую присягу в угоду интересов подлых политиков.

Измена ближайшего окружения Государя, равно как и министров привело к тому, что Святой Царь Страстотерпец был предан, оставшись один в трудную минуту. Подобно Спасителю, молящемуся в Гефсиманском саду, Государь молился в ночь на 2 марта в вагоне на станции Дно, умоляя Христа о том, чтобы миновала Россию, если возможно, чаша страданий. Царь осознанно пошел на жертву ради спасения предавшей его Родины, дабы искупить своим отречением от Престола и безропотным страданием страшный грех клятвопреступления. Блаженная Паша Саровская за несколько лет до этого события, молясь на портрет Государя, как на икону, пророчествовала: «Государь, сойди с престола сам», при этом говорила о Царе, как бы подбирая слова к его святости: «Чай преподобный, чай мученик…». Святым людям была открыта Богом святость последнего Императора, который, зная из пророчеств Святого Серафима Саровского и блаженного монаха Авеля, о уготованной ему судьбе, сам сказал как-то: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». В тот страшный для России день в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со скипетром и державою в руках. Так в мрачное для России время Матерь Света явила Свою милость, взяв под Свой благодатный покров обезглавленное Царство Русское.

В 1613 году Русский народ, всесословно, целуя Крест и Святое Евангелие, поклялся под страхом отлучения от Святой Троицы быть верным до скончания века Царственному Роду Романовых, и спустя 304 года нарушил Соборную клятву.

С момента отречения новое самозванное правительство негласно заключила Царскую Семью под стражу. Императрица вместе с тяжело болящими детьми находилась в это время в Царском Селе. Узнав об отречении от Престола, Государыня склонилась перед волей Божией. Уже будучи арестованным, Император возвратился в Царское Село, где его с нетерпением ждали вся Семья. С этого момента начался последний мученический этап их земной жизни, завершившийся в 1918 году в Екатеринбурге. В воспоминаниях людей, бывших с ними в последние дни жизни, в дневниках и письмах Царственных Страстотерпцев предстает перед нами непорочный облик христиан, любящих друг друга, свято веривших в Волю Божию, и смиренно принявших мученические венцы. Пятимесячный период пребывания в Царском Селе был самым спокойным за все время заточения Царственных Узников, но уже тогда им пришлось столкнуться с оскорблениями и унижениями. Стража демонстративно отказывалась отвечать на приветствие Государя, причиняя ему этим боль. Двух ангорских коз, которых очень любили дети, зарезали на их глазах. Детские качели в саду были исписаны похабщиной и непристойными рисунками. Горячо любимую Царской Семьей фрейлину Вырубову удалили от Узников. Что поддерживало их в тяжелые моменты и давало им сил? Истинная и нерушимая вера, она позволяла отвечать им любовью на оскорбления. Великие Княгини и Императрица беседовали с солдатами, и стража постепенно изменила свое поведение. Царская Семья посещала богослужения, укрепляла веру чтением духовной литературы. Они переживали не за свою судьбу, но за судьбу России.

В августе 1917 года Царственных Узников отправили в Тобольск. Вместе с ними добровольно поехали: кн. Долгоруков, доктор Боткин, француз учитель Жильяр, Гендрикова, Шнейдер и няни, весь состав с прислугою около 50 человек.

Последние слова бывшего Государя были: «Мне не жаль себя, а жаль тех людей, которые из-за меня пострадали и страдают. Жаль Родину и народ!»

В Тобольске простой народ с большим сочувствием встретил Государя. Люди толпами собирались перед домом, снимали шапки и крестились. Сестры Иоанновского монастыря приносили духовную литературу, помогали едой, поскольку все средства для существования у Царской Семьи отобрали. Ограничения в жизни Узников усиливались. Душевные тревоги и нравственные страдания сильно сказались на Государе и Государыне. Они оба выглядели изможденными, появились седые волосы, но душевная крепость в них по-прежнему оставалась.

Жизнь в Тобольске протекала размеренно: Государь занимался с детьми уроками и физическим трудом, Императрица болела и проводила время за чтением духовной литературы, написание писем и ведением дневника. Церковные службы справлялись сначала в доме. Затем было разрешено ходить на службу в церковь.

В марте 1918 года по распоряжению большевиков Царь вместе с Государыней и дочерью Марией Николаевной были вывезены из Тобольска и, после трудного путешествия 30 апреля (по н.ст.), прибыли в Екатеринбург. В апреле Цесаревич Алексей вместе с сестрами Татьяной, Ольгой, Анастасией и слугами также были отправлены, и в мае 1918 года Семья снова была вместе. Всем им пришлось пережить новые издевательства, которые не смогли сломить их духовную крепость. Сами палачи не понимали, почему голод, болезни и скорби не сказываются на Узниках. В доме Ипатьева в Екатеринбурге завершались последние дни Царственных Страстотерпцев. Вместе с ними по разрешению властей остались несколько до конца преданных Царской Семье людей: лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харитонов, лакей Алексей Егорович Трупп, комнатная девушка Анна Демидова. Охрана непрестанными обысками, грубым обхождением и откровенными оскорблениями старалась унизить Царственных Узников. Но встречая вместо озлобления кротость и смирение, солдаты изменили свое поведение, прекратив непристойную ругань и похабщину. Начальство вынуждено было сменить охрану.

Протоиерей Иоанн Сторожев, совершавший последние богослужения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге вспоминал о службе за два дня до расстрела: «…Став на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитвословие «Со святыми упокой». Почему-то на этот день диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва».

Ночью 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома, который Промыслом Всевышнего находился на месте бывшего храма, на Вознесенской горке града во имя Святой Великомученицы Екатерины, Святые Царственные Страстотерпцы по приказу тайных сил (как о том свидетельствовала каббалистическая надпись на южной стене комнаты убийства) были расстреляны вместе со своими верными слугами Их святые души вознеслись в Горние селения, совершенно очистившись при жизни, скорбями и всецелым преданием себя Воле Божьей. Этой же ночью Их честные останки, явившие себя, даже палачам, как святые мощи были перевезены и уничтожены в урочище Четырех братьев на Ганиной Яме. Заброшенный рудник стал местом всесожжения Святых, чей подвиг еще предстоит осознать до конца всему миру. Православная Церковь в лице Патриарха исповедника Тихона резко обличила богоборческую власть в совершенном злодеянии.

Причисление Святых Царственных Страстотерпцев к лику святых в 2000 году явилось признанием святости Тех, кто в Церкви небесной давно молился у Престола Вседержителева о прощении тяжко согрешившего русского народа.

С потрясающей ясностью открывается сегодня, что истории Российского Самодержавия суждено было прерваться на лучшем его представителе. И обликом, и нравом, и всеми поступками своими последний наш Государь был безупречен, являя Собой исключительный образец богобоязненности, возвышенного патриотизма, благородства души, мужества, ответственности и вместе — удивительной доброты и человечности.

И сам он, и все его семейство настолько хороши и по человеческим меркам добра, красоты и правды, что в этом виден Божий промысел, перст Всевышнего, указующий на истинный характер учиненного преступления, подчеркивающий его вопиющую мерзость. Страшный грех цареубийства, по слову Блаженного Святителя Иоанна (Максимовича), должен быть заглажен горячим почитанием мученического подвига Царской Семьи и искренним покаянием нашего народа.

В Ипатьевском доме было найдено стихотворение, написанное Великой Княгиней Ольгой Николаевной накануне смерти:

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый.
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог вселенной.
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Реакция Русской Православной Церкви на преступление, совершенное в Екатеринбурге была выражена в открытом обращении патриарха Тихона:

«…Счастье, блаженство наше заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воспитании в наших детях заветов Господних. Эту истину твердо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от учения Его, но умели искренно сознавать, что это грех, и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над Ним принадлежит истории, а Он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что Он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти Себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения Своего положения, безропотно покорился судьбе… И вдруг Он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-то вину, а за то только, что Его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение, и это деяние, уже после расстрела, — одобряется высшей властью. Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие Его»!..»

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, Москва. Казанский собор, 21 июля 1918 г., праздник Казанской иконы Божией Матери.